суббота, 25 февраля 2023 г.

Как развить в ребёнке ответственность

 

Как развить в ребенке ответственность.

Доверяя малышу, мы учим его быть ответственным перед самим собой и перед нами, готовим его к взрослой жизни. Чем лучше ребенок научится справляться с разными задачами, тем увереннее в себе он будет, тем легче ему будет жить. Нам необходимо предоставить ребенку для этого все возможности.

      Новорожденный малыш полностью зависим от нас, но, вырастая, он нуждается в большей свободе. Мы же так привыкаем руководить его жизнью, что со временем забываем, что нам уже давно пора избавиться от этой привычки. Ведь основная обязанность каждого человека – это управление собственной жизнью.

    Конечно, довольно сложно представить себе, что ребенок уже большой и многое умеет делать сам. Но чувство ответственности есть в каждом ребенке. И закладываем его мы сами с самого рождения малыша с помощью своей искренней любви к нему.

     Детская ответственность заключается в том, что малыш чувствует себя нужным, полезным и важным нам, взрослым. Полезным тем людям, для кого он значим. Однажды испытав такое состояние, ребенок уже всегда будет стремиться его испытывать. Проверить это не трудно. Можно поручить малышу сделать что-нибудь полезное для него, но действительно важное для Вас.

 Например, помочь расставить тарелки на столе перед ужином. А потом похвалить его. Эффект не заставит себя ждать. Вы увидите, как счастлив может быть ребенок, чувствуя себя полезным. Увидите, с каким рвением он будет ожидать новых и новых просьб от Вас.

    Оберегая же малыша, считая, что он еще мал, мы лишаем его чувства нужности. И как следствие, лишаем его ответственности.

 

       Бывает, что даже доверяя малышу какое-то ответственное задание, мы постоянно наблюдаем за ним, поправляем его, подсказываем, как лучше и быстрее это можно сделать. В этом случае у ребенка возникает ощущение собственной слабости, что может отбить у него всякое желание делать что бы то ни было. Ведь малыш постоянно биться допустить ошибку. У ребенка складывается впечатление о своем несовершенстве, и это может довести его до отчаяния.

   Поэтому никогда не вмешивайтесь в дела детей, если они об этом не просят! Своим невмешательством мы сообщаем ребенку, что с ним все в порядке, у него все получиться.

   Постепенно передавайте малышу ответственность за его личные дела. Для этого можно составить список всего того, что задевает и беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Например, не хочет переодеваться после школы, целыми днями смотрит телевизор, не делает уроки, не убирает в своей комнате. Внимательно посмотрите на этот список и подумайте, а действительно ли все эти проблемы имеют отношение именно к Вам?

     Выделите из этого списка те пункты, которые имеют некоторые последствия для ребенка, но никак не влияют на Вас. Например, если ребенок встает утром только с вашей помощью, то это только эго ответственность. Так отдайте ему ее! Возможно, он проспит пару раз уроки, но зато поймет, что теперь он сам отвечает за свою жизнь.

Теперь Вам нужно поработать с этим списком, отказаться от собственной ответственности за эти пункты. Выработать в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильное решение во всех случаях. И главное – дайте малышу понять и почувствовать это Ваше доверие.

   Везде, где Вы считаете нужным, предоставляйте ребенку возможность самому решать проблемы. Эти Вы существенно облегчите свою жизнь и обогатите необходимым опытом жизнь Вашего ребенка.

Если у малыша возникают трудности в каком-либо деле, и он обращается к вам за помощью, обязательно помогите ему, поддерживайте и вселяйте уверенность в своих силах.

    Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если помочь ему некоторыми внешними средствами: картинками для напоминания, списком дел, записками, схемами. Используя такие средства, малыш чувствует себя более самостоятельным, не нуждается в лишних напоминаниях, наставлениях и даже в самом присутствии взрослых. Это положительно влияет на самооценку ребенка и значительно сокращает сопротивление и число конфликтов.

 

        Нам стоит контролировать только общее направление развитие малыша, предоставлять ему различные задачи, а ребенку нужно дать право самостоятельно решать эти задачи.

Например, мы можем дать малышу веник и сказать: «Подмети в комнате, пожалуйста. Делать это нужно так…».  А можно просто поручить ему поддержание чистоты в комнате. Как это лучше сделать – предоставьте решать самому ребенку. В первом случае мы ставим перед малышом только физическую задачу, а во втором – задачу организационную. Эта задача сложнее и полезнее для ребенка.

     Для того, чтобы ребенок стал ближе к нам, роднее по своей собственной инициативе, а не только по тому, что мы предлагаем ему это, когда поддерживаем его, помогаем учиться, разделяем с ним ответственность в затруднительных ситуациях, необходимо позволить малышу принимать активное участие во всех делах семьи.

 

       Дети прекрасно чувствуют и понимают, что в семье что-то происходит. Но когда ребенок не в курсе всех дел, то он начинает винить в этой ситуации себя: это из-за моего плохого поведения папа и мама расходятся. Ребенок чувствует себя ответственным за любую ситуацию в семье. А поскольку у ребенка богатая фантазия, то нам даже сложно представить, что может напридумывать себе малыш, какую вину на себя взять и жить с ней, возможно, всю жизнь.

 

Берегите чувства ребенка, помогите ему найти себя в этой жизни и разрешите ему помочь Вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Времена года