Готовность к школе.
Весь период
развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда
идет подготовка к школе.
Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:
1.общая подготовка - общий уровень развития (физическая,
нравственная, волевая, психологическая подготовка);
2.специальная подготовка - формирование у ребенка конкретных
знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием
обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение,
письмо, окружающий мир).
Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка. Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Общая
подготовка.
При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.
Что нужно делать? За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе.
Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость
за предшествующий год, уровень биологического развития и развития
школьно-необходимых функций – речи и
моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки,
то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над
развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые
игры и др.).
Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья.
Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось.
Для этого:
Выработайте систему запретов – что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).
Наказывая, соблюдайте 7 правил В.
Леви:
1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни
психическому;
2) если есть сомнение,
наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;
3) даже если проступков
совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только
одно, за все сразу;
4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;
5) наказан — прощен, т.е.
о старых грехах ни слова;
6) наказание должно быть
справедливым и не должно унижать;
7) ребенок не должен
бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.
Приучите ребенка выполнять требования
старших. Не жалейте на это времени
и соблюдайте следующие правила:
1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно
реализуется немедленно – иначе не надо было его выдвигать;
2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа
выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не
овладел в совершенстве и т.п.;
3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите:
«Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не
торопись во время еды»;
4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.
Приучите ребенка
выражать свои желания словами, а не криком.
Для этого:
1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;
2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и
вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или
хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание.
Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно
сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола
раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил
маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра
уже не проси – понял?»);
3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого
выражения просьб, покажите, как это делается на практике;
4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ.
Говорите «нет» твердо. Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания
(«А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);
5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.
Формируйте у ребенка самостоятельность.
Для этого:
1) задайте ребенку
некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого
шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет.
Вот так. Попробуй рукой – не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком,
объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);
2)предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности – учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.
Формируйте у ребенка мотивацию,
побуждающую его к учению.
Для этого:
1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку.
Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями,
между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание
ребенка, а совсем не познание окружающего мира;
2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого
всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего
мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего
адресата);
3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например,
вместе с ребенком сконструировать что-то и благодаря выполнению этой
деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);
4) подкрепляйте усилия
ребенка положительной оценкой;
5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или
практическое действие.
Без этого узнавать новое неинтересно
(например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой
ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е.
показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное
количество предметов).
Формируйте у ребенка
положительное отношение к школе.
Для этого:
1) не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения.
Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной,
"взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты
скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в
том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в
школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители
ему помогут;
2) уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях,
демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь,
чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован
детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной
жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам
старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте
свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с
пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги,
учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в
ней, например, в роли учителя и др.;
3) посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно
будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за
торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого
поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В
следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой
класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового
здания.
Специальная подготовка.
Специальная подготовка к
обучению в школе – это не только количественное накопление знаний. У
дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного
обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений
сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать
учебную задачу.
Что нужно делать?
1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и
любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного,
экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе
рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие
на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи
впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.
2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите
чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации,
обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы
передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и
т.п.
3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию,
высказыванию его собственных идей, предположений.
4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий