Наложенные или зашумленные изображения
Зашумлённые
картинки пришли на помощь детям из военной психоневрологии. Наложенные изображения были придуманы
для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы
на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо
шире.
Специалисты
отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием
зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного
распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и
письма.
Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов,
интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с
6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к
величине поля зрения взрослого человека.
Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки
зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них
могут быть:
• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента.
Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры;
пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы
другими по графическому сходству.
• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный
темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление,
перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур
(круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на
тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у
дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это
обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как
правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• рассматривание объекта;
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые
определяют конечное восприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Как
развить зрительное восприятие у дошкольников?
Один из распространённых способов – зашумлённые
картинки.
Анализ зашумлённых картинок
Цель
дидактической игры: узнавание
предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Поскольку игру полезно использовать в работе с разными
категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д.), сперва надо выяснить, с
картинок какой сложности начинать работу.
Предъявите малышу несложный рисунок с контурами
четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого
изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё,
что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его
пальчиком.
Обратите
внимание! Соскальзывает малыш при
обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это
минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже
бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи,
пожалуйста.
Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется
его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической
запущенности.
Получив
небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В
интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать
подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки
надо от простого к сложному.
Варианты игры в наложенными изображениями
Какие ещё варианты заданий с наложенными картинками
доступны дошкольникам? Они перечислены ниже.
1. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или
наоборот: фрукт среди контуров овощей).
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или
наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного
животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько
геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными
способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными
кра
сками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами,
восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Наложенных
изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную
тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для воспитанников
младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками.
Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров
предметов.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым
рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных
силуэтов.
Назови все предметы и всех животных на картинках. Как
их можно назвать одним словом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий