Застенчивый ребенок.
Цель: повысить знания о детской
застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.
Застенчивость – это неумение
идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и
чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной
психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует
на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с
детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают
медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми
одновременно.
Основными внешними поведенческими
признаками застенчивого ребенка являются:
- ребенок
неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
- избегает
смотреть в глаза;
- сам не
начинает разговор с другими детьми;
- пассивен
при общении,
- говорит
тихим голосом.
- мало
друзей,
- застенчивый
человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто
обижается. Может заплакать, если его ругают.
- может
не ответить на вопросы воспитателя
- боится
большого количества людей
- застенчивый
человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать
собственное мнение;
- застенчивая
личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в
поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут
окружающие люди о его поведении, личности
- опущенная
голова
- сутулые
плечи
- взгляд
в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
- затруднения
при ответе на простые вопросы
- предпочтение
общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с
посторонними людьми.
·
Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не
обращайте на нее внимания.
·
Довести информацию до ребенка, что на свете много
застенчивых людей.
·
Постараться разобрать в причинах застенчивости.
Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так, он тем самым
программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или
предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что
твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты
забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку».
Подобный вывод обычно впечатляет детей, и они приходят к выводу: «Все зависит
от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
·
Не называйте ребенка застенчивым, т.к это может
отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера,
чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем
укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность,
осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими
способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему
есть чем гордиться. Вместе с ребенком выписать на одну сторону листка
все его хорошие качества. В другую колонку
те качества, которыми, по его
мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное,
чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком
можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.
·
Общение ребенка должно быть добровольным. Не
настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против
его желания.
·
Застенчивым детям свойственно впадать в панику,
испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что
внимание окружающих направлено на них. Можно использовать два способа:
успокоиться и прийти в себя.
1-й способ. Глубоко вдохнуть и
медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и
расслабиться.
2-й
способ: медленный счет про себя –
до десяти и больше, если требует
ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и
успокоиться.
·
Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы
прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть
ситуацию. Причем варианты должны быть различными.
·
Стеснительные дети считают, что они постоянно
находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много
собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А
если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один
прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже
ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.
·
Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может
усилить застенчивость.
Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых
детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от
этого страдают.
Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных
переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно
закрепляются в сознании.
Возникновение застенчивости
часто связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже,
слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с
окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него
желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем
взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям,
воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем
лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно
закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть
внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную
атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.
Работа с застенчивыми детьми проводится
по направлениям:
1. Коррекция застенчивого состояний у
дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в
себе и своих силах.
2. Развитие чувства собственной значимости.
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
3. Профилактика конфликтов
детско-родительских отношений.
развитие доверия к
другим.
Игры, направленные на развитие у
ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в
группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:
Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание»,
«Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т.д
Для повышения самооценки,
развития доверительного отношение у детей, можно поиграть в игры: «Тень»,
«Слепой и поводырь», «Щепки на реке».
Развитие способности принимать самостоятельно решения:
Упражнение «Тренируем эмоции».
Упражнение «Передай по кругу»
Упражнение «Сосулька».
Игра «Смелый разведчик».
Этюд «Просто так».
Игра
« Настроение и походка».
Игра
«Соломинка на ветру».
Этюд
«Впереди всех».
Игра
«Водопад».
Упражнение
«Тренируем эмоции»
Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать
окружающим.
Ведущий предлагает детям:
а) нахмуриться как:
осенняя туча,
рассерженный человек;
б) позлиться, как:
злая волшебница,
два барана на мосту,
голодный волк,
ребенок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
заяц, увидевший волка,
птенец, упавший из гнезда,
котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
кот на солнышке,
само солнце,
Упражнение.
"Закончи предложение".
Цель.
Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.
Материал.
Мяч.
Ход.
Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и
начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание,
пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же
"начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им
"окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со
словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу
научиться...".
Примечание.
Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как
много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому
научился.
Игра
«Настроение и походка»
Цели.
Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных
зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как
мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как
воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка,
попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится
ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте.
Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей
на шею и обнимемся.
Упражнение
«Соломинка на ветру»
Цель.
Снижение напряжения, развитие доверия к окружающим.
Ход.
Все встают в круг вытягивают руки ладонями
вперед.
Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или
закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай
назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и,
осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует
другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение:
Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих.
Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой
роли. Участие в игре взрослых обязательно.
Этюд «Впереди всех»
Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия,
сопереживания по отношению к сверстникам.
Ведущий читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять. Все стали в пары:
Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар.
А Маша осталась одна:
— А я с кем пойду?
Толя сказал:
— Возьми Мишку косолапого!
Маша взяла Мишку. Вот и пара.
Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».
После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он
поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?
Проигрывание ситуаций.
Игра
«Водопад».
Цель:
эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и
закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы
стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем
падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и
почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы
чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы
шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и
расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине
исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А
свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы
сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет
вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть
свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки
и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам,
спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся
мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы
чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом
вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь
поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил...
Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит
заняться чем-нибудь спокойным.
Список
литературы.
1.
Лютова Е.К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство
"Речь" 2007.
2.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. « Психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:"Генезис"
2000г.
3. Лютова Е.К., Монина Г. Б. «Тренинг
эффективного взаимоотношения с детьми».СПб 2007г.
4.Минаева
В.М. « Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических
работников дошкольных учреждений».
5.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение:
Владос.1995
Комментариев нет:
Отправить комментарий