суббота, 25 марта 2023 г.

Семинар для педагогов "Застенчивый ребёнок"

 

Застенчивый ребенок.

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.

 

     Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние.                    Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

 

 

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

  • ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • сам не начинает разговор с другими детьми;
  • пассивен при общении,
  • говорит тихим голосом.
  • мало друзей,
  • застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
  • может не ответить на вопросы воспитателя
  • боится большого количества людей
  • застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
  • застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
  • опущенная голова
  • сутулые плечи
  • взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
  • затруднения при ответе на простые вопросы
  • предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

 

 

·        Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не обращайте на нее внимания.

·        Довести информацию до ребенка, что на свете много застенчивых людей.

·        Постараться разобрать в причинах застенчивости. Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно впечатляет детей, и они приходят к выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

 

·        Не называйте ребенка застенчивым, т.к это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться.  Вместе  с ребенком выписать на одну сторону листка все его хорошие качества. В другую колонку  те качества, которыми,  по его мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.

·        Общение ребенка должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против его желания.

·        Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Можно использовать два способа: успокоиться  и прийти в себя.

1-й способ. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.

2-й  способ:  медленный счет про себя – до десяти и больше, если  требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и успокоиться.

·        Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ситуацию. Причем варианты должны быть различными.

 

·        Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.

·        Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

 

Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.

Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

 

 Возникновение застенчивости  часто  связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.

 

Работа с застенчивыми детьми проводится по направлениям:

         1.     Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального   напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

         2.     Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

         3.     Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.

          развитие доверия к другим.

 

   Игры, направленные на развитие у ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:

Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание», «Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т.д

 

 Для повышения самооценки, развития доверительного отношение у детей, можно поиграть в игры: «Тень», «Слепой и поводырь», «Щепки на реке».

 

Развитие способности принимать самостоятельно решения:

Упражнение «Тренируем эмоции».

Упражнение «Передай по кругу»

Упражнение «Сосулька».

Игра «Смелый разведчик».

Этюд «Просто так».

Игра « Настроение и походка».

Игра «Соломинка на ветру».

Этюд «Впереди всех».

Игра «Водопад».

 

 

 

Упражнение «Тренируем эмоции»
      Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать

окружающим.
      Ведущий предлагает детям:
      а) нахмуриться как:
       осенняя туча,
       рассерженный человек;
       б) позлиться, как:
       злая волшебница,
       два барана на мосту,
       голодный волк,
        ребенок, у которого отняли мяч;
        в) испугаться, как:
       заяц, увидевший волка,
       птенец, упавший из гнезда,
       котенок, на которого лает злая собака;
       г) улыбнуться, как:
        кот на солнышке,
        само солнце,

Упражнение. "Закончи предложение".

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Материал. Мяч.

Ход. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Игра «Настроение и походка»
Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся.

Упражнение «Соломинка на ветру»

   Цель. Снижение напряжения, развитие доверия к окружающим.

     Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед.                        Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или   закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

 

  Этюд «Впереди всех»
Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.
Ведущий читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар.
А Маша осталась одна:
— А я с кем пойду?
Толя сказал:
— Возьми Мишку косолапого!
Маша взяла Мишку. Вот и пара.
Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».
После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?
Проигрывание ситуаций.

Игра «Водопад».

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

                                        Список литературы.

  1.  Лютова Е.К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство   "Речь" 2007.

   2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. « Психокоррекционная работа с  гиперактивными,  агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:"Генезис" 2000г.

    3. Лютова Е.К.,  Монина  Г. Б.  «Тренинг  эффективного  взаимоотношения  с детьми».СПб  2007г.

  4.Минаева В.М. « Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений».

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение: Владос.1995

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Времена года