пятница, 31 марта 2023 г.

"Тренинг радости" для детей

 

Тренинг радости.

Цель: создать условия для того, чтобы повысить эмоциональный статус дошкольников и негативные эмоции в игре.

Оборудование: аудиоаппаратура и записи веселых песен для детей, мягкий мячик или небольшая мягкая игрушка, небьющаяся миска, бумага А4 и цветные карандаши или фломастеры для детей, бумага А4 большое количество наклеек, стенд и кнопки или магнитная доска и магниты для рисунков.

 

1 этап  Активирующий

Упражнение «Покажи радость».

 - Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть. Игры у нас будут психологические. Знаете, что это значит? Это значит, что мы будем пополнять наши запасы радости и хорошего настроения. И давайте сразу сделаем первое упражнение. Оно простое и смешное. Вы готовы? (Дети отвечают.)

Сейчас я попрошу вас изо всех сил показать мне, как вы радуетесь. Ну-ка, изобразите мне, какое у вас тогда лицо, какие движения. Что вы делаете, как двигаетесь, что говорите? Можно показывать как угодно. На это у нас будет одна минута. Сейчас я включу песенку и начнем.

Дети в течении одной минуты изображают разные гримасы и движения, могут что-то говорить, кричать, бегать.

- Ребята, я сама так развеселилась, глядя на вас. Вот вы умницы! Умеете радоваться. Я заметила, что некоторые из вас (называет имена детей) во время радостных событий прыгают, скачут. Другие (называет имена) больше выражают свою радость лицом. А кто-то был такой спокойный (если были такие дети, называет их имена) или даже показал не радость, а другое чувство (если были дети, кто демонстрировал мрачную или печальную мимику, называет их имена). Мы все разные, но нам всем нужно хотя бы иногда быть счастливыми и радостными. И мы сейчас поиграем в одну игру, в которой каждый кое-что скажет.

Упражнение «Моя радость»

 - Ребята, прошу всех сесть на стульчики. Вот у меня есть мягкий мячик (или мягкая игрушка). Сейчас мы будем передавать его друг другу по кругу и называть по одному слову, которое будет означать что-то, от чего мы радуемся, бываем счастливыми. Начну я, потом передам мячик тебе (называет имя ребенка, с которого начнет; желательно выбрать активного жизнерадостного ребенка). Ты передашь мячик ему (называет имя ребенка, который сидит рядом с первым) и так далее. Начинаем. Моя радость и счастье – это…

     Педагог-психолог называет предметы и явления, которые приносят радость: например, семья, чай, спорт, кошки, книжки. Передает мяч ребенку. Дети передают мяч друг другу и называют что-то, что их радует. Педагог-психолог при необходимости помогает наводящими вопросами: «Может быть, рядом с каким-то человеком весело и радостно?», «Какая-то игра?», «Какая-то еда?», «Погода?», «Игрушка?», «Животное?», «Занятие?»

2 этап  Основной

Упражнение «Передай смешинку»

 - Ребята, не убирайте мячик (игрушку), он нам понадобится для нашей суперигры. Только я еще добавлю к игре вот такую тарелочку (берет небьющуюся тарелку). Готовы? Сейчас расскажу, что мы будем делать.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Передай смешинку». Наш мячик становится смешинкой. Он очень любит смеяться. Смотрите, я кладу его на тарелочку (кладет мяч на тарелку). Сейчас мы будем передавать его друг другу по кругу и во время этого будем говорить: «ха-ха-ха». А передавать будем вот так – держать тарелочку на ладонях (обе ладони вверх, на них тарелочка). Давайте попробуем (передает первому ребенку).

Под  веселую песню, например, «Если весело живется, делай так» начинается игра. После того как воспитанники передадут тарелку с мячиком-смешинкой 2–3 раза по кругу, игра заканчивается.

Арт-упражнение «Два рисунка»

 - Ребята, давайте ненадолго сядем на места и поговорим. Скажите, вы могли бы мне показать, что в вас меняется, когда вам грустно и когда радостно? Давайте попробуем это нарисовать.

Педагог-психолог раздает каждому ребенку по два листа, А4, цветные карандаши или фломастеры.

- Ребята, сейчас мы порисуем. У вас есть листочки и карандаши. Давайте сначала нарисуем что-то, из-за чего вам было недавно грустно или вы злились. Рисовать можно как угодно – можно кого-то или что-то нарисовать, а можно просто чиркать по листу, оставлять штрихи, круги, что захотите. Рисуем!

    Все рисуют. Педагог-психолог подходит к детям, аккуратно расспрашивает, что именно нарисовано – какое событие, какое переживание. Дает поддерживающую обратную связь: «это правда тяжело», «ох как обидно», «бедняга», «вот это ты злился!» Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.

 - Я вижу такие выразительные рисунки! Какие вы молодцы! Давайте теперь сделаем кое-что с этими рисунками. Мы как будто уничтожим те плохие чувства, которые вы на них нарисовали. А для этого мы сделаем с этими рисунками то, что сами захотим. Например, мы можем исправить их – нарисовать рядом что-то хорошее, украсить их, заклеить наклейками (показывает стопку наклеек). Или можем уничтожить рисунки, скомкать, порвать листочки. А можем мелко-мелко свернуть листочек и спрятать где-то у меня в кабинете. Кто как захочет. Приступаем.

   Дети заклеивают рисунки наклейками или рвут, комкают, прячут рисунки. В это время важно поддерживать отреагирование – не запрещать злиться или топтать лист, выражать понимание эмоциям ребенка: «я понимаю твою злость», «я чувствую, как это было для тебя тяжело».

- А теперь возьмите еще по одному листочку и нарисуйте второй рисунок, который связан с радостью. Но рисовать мы будем необычно. Во-первых, берите карандашики не в ту руку, какой рисуете обычно (левши в правую, правши в левую). А во-вторых, рисуйте не какой-то сюжет, а узоры – линии, круги, волны. Включаю нашу веселую музыку и начинаем.

Включает музыку, например, «Танец маленьких утят», дети рисуют. Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.

 - Умницы! Какие милые, радостные, счастливые рисунки получились! Давайте повесим эти рисунки на стенд (на доску). А после занятия тот, кто захочет, возьмет рисунок с собой домой. (Дети закрепляют рисунки.)

Игра «Голова – колени – пальцы»

 - У меня есть еще одна игра, чтобы мы подвигались и повеселились. Вы готовы? Повторяйте мои движения!

Первый раз педагог-психолог показывает движения без музыки, потом под музыку. Каждое движение на протяжении игры он громко называет вслух. Дети выполняют все движения обеими руками. Движения, которые педагог-психолог показывает детям: «голова» – схватиться за голову; «колени» – схватиться за колени; «пальцы» – руки перед собой, согнуть в локтях, соединить пальцы на каждой руке так, чтобы соприкоснулись подушечки, как будто держим щепотку песка. «Глаза» – закрыть ладонями глаза; «уши» – закрыть ладонями уши; «нос» – закрыть ладонями нос; «губы» – приложить пальцы к губам.

- Голова – колени – пальцы – голова – колени – пальцы – голова – колени – пальцы – колени – пальцы – колени – пальцы – глаза – уши – губы – нос. (Повторяет этот ритм 3–4 раза. Дети выполняют упражнение.) Ребята, какие вы умницы! Так хорошо все получилось! У нас осталось немного времени, и мы проведем заключительную игру.

Этап 3. Завершающий

Игра «Стоп-вопрос»+

 - Садитесь на свои стульчики, подышите спокойно. Молодцы! Наша заключительная игра такая: я буду задавать вопрос или задание, а потом закрывать глаза. Вам я дам мячик. Передавайте его друг другу по кругу. В какой-то момент я скажу «стоп», и тот, у кого в руках окажется мячик, ответит на мой вопрос или выполнит задание. (Берет мячик.) Вот мячик у меня в руках. Задаю вопрос: «Что сегодня было самое веселое?» Берите мячик, начинайте передавать друг другу, я закрываю глаза. Когда скажу «стоп», отвечает тот, у кого в руках мячик. (Задает вопросы и дает задания.)

 - Ребята, вы такие молодцы! Вы очень хорошо поиграли, мне было очень весело. А как вам? (Слушает ответы, дает обратную связь.) Ребята, кто захочет, может взять свой веселый рисунок домой. Я вас всех благодарю, люблю, и на сегодня я прощаюсь с вами. Спасибо вам за прекрасную работу!

суббота, 25 марта 2023 г.

Семинар для педагогов "Застенчивый ребёнок"

 

Застенчивый ребенок.

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.

 

     Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние.                    Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

 

 

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

  • ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • сам не начинает разговор с другими детьми;
  • пассивен при общении,
  • говорит тихим голосом.
  • мало друзей,
  • застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
  • может не ответить на вопросы воспитателя
  • боится большого количества людей
  • застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
  • застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
  • опущенная голова
  • сутулые плечи
  • взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
  • затруднения при ответе на простые вопросы
  • предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

 

 

·        Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не обращайте на нее внимания.

·        Довести информацию до ребенка, что на свете много застенчивых людей.

·        Постараться разобрать в причинах застенчивости. Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно впечатляет детей, и они приходят к выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

 

·        Не называйте ребенка застенчивым, т.к это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться.  Вместе  с ребенком выписать на одну сторону листка все его хорошие качества. В другую колонку  те качества, которыми,  по его мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.

·        Общение ребенка должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против его желания.

·        Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Можно использовать два способа: успокоиться  и прийти в себя.

1-й способ. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.

2-й  способ:  медленный счет про себя – до десяти и больше, если  требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и успокоиться.

·        Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ситуацию. Причем варианты должны быть различными.

 

·        Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.

·        Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

 

Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.

Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

 

 Возникновение застенчивости  часто  связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.

 

Работа с застенчивыми детьми проводится по направлениям:

         1.     Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального   напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

         2.     Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

         3.     Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.

          развитие доверия к другим.

 

   Игры, направленные на развитие у ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:

Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание», «Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т.д

 

 Для повышения самооценки, развития доверительного отношение у детей, можно поиграть в игры: «Тень», «Слепой и поводырь», «Щепки на реке».

 

Развитие способности принимать самостоятельно решения:

Упражнение «Тренируем эмоции».

Упражнение «Передай по кругу»

Упражнение «Сосулька».

Игра «Смелый разведчик».

Этюд «Просто так».

Игра « Настроение и походка».

Игра «Соломинка на ветру».

Этюд «Впереди всех».

Игра «Водопад».

 

 

 

Упражнение «Тренируем эмоции»
      Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать

окружающим.
      Ведущий предлагает детям:
      а) нахмуриться как:
       осенняя туча,
       рассерженный человек;
       б) позлиться, как:
       злая волшебница,
       два барана на мосту,
       голодный волк,
        ребенок, у которого отняли мяч;
        в) испугаться, как:
       заяц, увидевший волка,
       птенец, упавший из гнезда,
       котенок, на которого лает злая собака;
       г) улыбнуться, как:
        кот на солнышке,
        само солнце,

Упражнение. "Закончи предложение".

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Материал. Мяч.

Ход. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Игра «Настроение и походка»
Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся.

Упражнение «Соломинка на ветру»

   Цель. Снижение напряжения, развитие доверия к окружающим.

     Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед.                        Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или   закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

 

  Этюд «Впереди всех»
Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.
Ведущий читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар.
А Маша осталась одна:
— А я с кем пойду?
Толя сказал:
— Возьми Мишку косолапого!
Маша взяла Мишку. Вот и пара.
Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».
После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?
Проигрывание ситуаций.

Игра «Водопад».

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

                                        Список литературы.

  1.  Лютова Е.К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство   "Речь" 2007.

   2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. « Психокоррекционная работа с  гиперактивными,  агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:"Генезис" 2000г.

    3. Лютова Е.К.,  Монина  Г. Б.  «Тренинг  эффективного  взаимоотношения  с детьми».СПб  2007г.

  4.Минаева В.М. « Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений».

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение: Владос.1995

суббота, 25 февраля 2023 г.

Как развить в ребёнке ответственность

 

Как развить в ребенке ответственность.

Доверяя малышу, мы учим его быть ответственным перед самим собой и перед нами, готовим его к взрослой жизни. Чем лучше ребенок научится справляться с разными задачами, тем увереннее в себе он будет, тем легче ему будет жить. Нам необходимо предоставить ребенку для этого все возможности.

      Новорожденный малыш полностью зависим от нас, но, вырастая, он нуждается в большей свободе. Мы же так привыкаем руководить его жизнью, что со временем забываем, что нам уже давно пора избавиться от этой привычки. Ведь основная обязанность каждого человека – это управление собственной жизнью.

    Конечно, довольно сложно представить себе, что ребенок уже большой и многое умеет делать сам. Но чувство ответственности есть в каждом ребенке. И закладываем его мы сами с самого рождения малыша с помощью своей искренней любви к нему.

     Детская ответственность заключается в том, что малыш чувствует себя нужным, полезным и важным нам, взрослым. Полезным тем людям, для кого он значим. Однажды испытав такое состояние, ребенок уже всегда будет стремиться его испытывать. Проверить это не трудно. Можно поручить малышу сделать что-нибудь полезное для него, но действительно важное для Вас.

 Например, помочь расставить тарелки на столе перед ужином. А потом похвалить его. Эффект не заставит себя ждать. Вы увидите, как счастлив может быть ребенок, чувствуя себя полезным. Увидите, с каким рвением он будет ожидать новых и новых просьб от Вас.

    Оберегая же малыша, считая, что он еще мал, мы лишаем его чувства нужности. И как следствие, лишаем его ответственности.

 

       Бывает, что даже доверяя малышу какое-то ответственное задание, мы постоянно наблюдаем за ним, поправляем его, подсказываем, как лучше и быстрее это можно сделать. В этом случае у ребенка возникает ощущение собственной слабости, что может отбить у него всякое желание делать что бы то ни было. Ведь малыш постоянно биться допустить ошибку. У ребенка складывается впечатление о своем несовершенстве, и это может довести его до отчаяния.

   Поэтому никогда не вмешивайтесь в дела детей, если они об этом не просят! Своим невмешательством мы сообщаем ребенку, что с ним все в порядке, у него все получиться.

   Постепенно передавайте малышу ответственность за его личные дела. Для этого можно составить список всего того, что задевает и беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Например, не хочет переодеваться после школы, целыми днями смотрит телевизор, не делает уроки, не убирает в своей комнате. Внимательно посмотрите на этот список и подумайте, а действительно ли все эти проблемы имеют отношение именно к Вам?

     Выделите из этого списка те пункты, которые имеют некоторые последствия для ребенка, но никак не влияют на Вас. Например, если ребенок встает утром только с вашей помощью, то это только эго ответственность. Так отдайте ему ее! Возможно, он проспит пару раз уроки, но зато поймет, что теперь он сам отвечает за свою жизнь.

Теперь Вам нужно поработать с этим списком, отказаться от собственной ответственности за эти пункты. Выработать в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильное решение во всех случаях. И главное – дайте малышу понять и почувствовать это Ваше доверие.

   Везде, где Вы считаете нужным, предоставляйте ребенку возможность самому решать проблемы. Эти Вы существенно облегчите свою жизнь и обогатите необходимым опытом жизнь Вашего ребенка.

Если у малыша возникают трудности в каком-либо деле, и он обращается к вам за помощью, обязательно помогите ему, поддерживайте и вселяйте уверенность в своих силах.

    Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если помочь ему некоторыми внешними средствами: картинками для напоминания, списком дел, записками, схемами. Используя такие средства, малыш чувствует себя более самостоятельным, не нуждается в лишних напоминаниях, наставлениях и даже в самом присутствии взрослых. Это положительно влияет на самооценку ребенка и значительно сокращает сопротивление и число конфликтов.

 

        Нам стоит контролировать только общее направление развитие малыша, предоставлять ему различные задачи, а ребенку нужно дать право самостоятельно решать эти задачи.

Например, мы можем дать малышу веник и сказать: «Подмети в комнате, пожалуйста. Делать это нужно так…».  А можно просто поручить ему поддержание чистоты в комнате. Как это лучше сделать – предоставьте решать самому ребенку. В первом случае мы ставим перед малышом только физическую задачу, а во втором – задачу организационную. Эта задача сложнее и полезнее для ребенка.

     Для того, чтобы ребенок стал ближе к нам, роднее по своей собственной инициативе, а не только по тому, что мы предлагаем ему это, когда поддерживаем его, помогаем учиться, разделяем с ним ответственность в затруднительных ситуациях, необходимо позволить малышу принимать активное участие во всех делах семьи.

 

       Дети прекрасно чувствуют и понимают, что в семье что-то происходит. Но когда ребенок не в курсе всех дел, то он начинает винить в этой ситуации себя: это из-за моего плохого поведения папа и мама расходятся. Ребенок чувствует себя ответственным за любую ситуацию в семье. А поскольку у ребенка богатая фантазия, то нам даже сложно представить, что может напридумывать себе малыш, какую вину на себя взять и жить с ней, возможно, всю жизнь.

 

Берегите чувства ребенка, помогите ему найти себя в этой жизни и разрешите ему помочь Вам.

Готовность к школе

 Готовность к школе. 

       Весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе.

    Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:

1.общая подготовка - общий уровень развития (физическая, нравственная, волевая, психологическая подготовка);

2.специальная подготовка - формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

   Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка. Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.


         Общая подготовка.

      При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.

   Что нужно делать? За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе. Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций – речи и моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки, то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые игры и др.).

     Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья.

     Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось.

Для этого:

   Выработайте систему запретов – что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).


Наказывая, соблюдайте 7 правил В. Леви:

1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;

 2) если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;

 3) даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу;

4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

 5) наказан — прощен, т.е. о старых грехах ни слова;

 6) наказание должно быть справедливым и не должно унижать;

 7) ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.


       Приучите ребенка выполнять требования старших. Не жалейте на это времени и соблюдайте следующие правила:

1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно – иначе не надо было его выдвигать;

2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не овладел в совершенстве и т.п.;

3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите: «Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не торопись во время еды»;

4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.


     Приучите ребенка выражать свои желания словами, а не криком.

 Для этого:

1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;

2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание. Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра уже не проси – понял?»);

3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого выражения просьб, покажите, как это делается на практике;

4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ. Говорите «нет» твердо. Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания («А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);

5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.


    Формируйте у ребенка самостоятельность.

 Для этого:

 1) задайте ребенку некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет. Вот так. Попробуй рукой – не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком, объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);

2)предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности – учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.


   Формируйте у ребенка мотивацию, побуждающую его к учению.

Для этого:

1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку. Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание ребенка, а совсем не познание окружающего мира;

2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего адресата);

3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например, вместе с ребенком сконструировать что-то и благодаря выполнению этой деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);

 4) подкрепляйте усилия ребенка положительной оценкой;

5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или практическое действие.

   Без этого узнавать новое неинтересно (например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е. показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное количество предметов).


   Формируйте у ребенка положительное отношение к школе.

Для этого:

1) не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения. Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной, "взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители ему помогут;

2) уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях, демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь, чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.;

3) посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового здания.

 

 Специальная подготовка.

 Специальная подготовка к обучению в школе – это не только количественное накопление знаний. У дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать учебную задачу.

 

Что нужно делать?

1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного, экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.

2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации, обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и т.п.

3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию, высказыванию его собственных идей, предположений.

4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.


5. Не начинайте обучение ребенка элементам из школьной программы (чтение, письмо и т.д.), не сообразуясь с уровнем его развития и не владея современными методами обучения. Раннее форсирование обучения будет формировать у малыша неприязнь к учебе. Неправильно применяемые способы обучения могут сформировать у ребенка нерациональный способ действия, затормозить формирование этих навыков в будущем.

Лето с пользой для дошкольника.

  Вот и наступило долгожданное время года! Лето-лучшее время для отдыха и развлечений, новых открытий и наблюдений. Дети просто обожают лето...