Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ответственность и уверенность в себе от принятия самостоятельного решения, как поступить в той или иной ситуации.
Что будет, если заставлять
ребенка отдавать свое?
Если вы заставляете ребенка поделиться своей вещью, то естественная
и психически здоровая реакция – это защита своих ценностей.
Проявления защиты могут быть разными, от агрессии и обиды
до отстраненности. Плохо для развития, когда ребенок соглашается отдать
свои вещи под страхом лишиться чего-то важного. Чтобы ребенок подчинился,
взрослые иногда начинают манипулировать ценностями в их отношениях:
отвергают эмоционально, используют наказания, критикуют.
Что
рекомендовать родителям
Важно
·
Ребенку важно объяснить, что ему необязательно делиться своей вещью, если он не хочет.
·
Чтобы ребенок научился сотрудничеству и совместной деятельности, хотел
делиться с окружающими, родителям необходимо пересмотреть их подход
к воспитанию, необходимо научить ребёнка договариваться.
·
Ø Организуйте в квартире личное пространство для ребенка
Дошкольника важно учить нести
ответственность за свою собственность. Для этого ему необходима своя
территория. В зависимости от условий закрепите за ним часть
пространства в квартире. Это могут быть, как комната, так и кровать,
стол, полка с игрушками, его личными вещами. Разрешите ребенку
устанавливать свои правила на собственность, которые помогут сохранять
и оберегать вещи.
Ø Разрешите не отдавать свои игрушки, если он не хочет
Рассказывайте ребенку, когда он играет с другими детьми, что
необязательно отдавать свои игрушки, если он не хочет. Но всегда
можно договориться с партнером по игре ради совместной деятельности.
Например, предложить меняться на время игры или придумывать игры во что-то другое. Можно
сообщить, что еще сам не наигрался, или установить свои правила
на пользование вещью.
Ø Покажите, что вы уважаете собственность ребенка
Если ребенок
не хочет с вами чем-то поделиться, например, конфетой или
игрой, – вы можете сказать: «Жаль» либо «Очень хотелось», но при
этом с пониманием отнеситесь к его выбору.
Ø Демонстрируйте уважение к своей собственности
Совет
Родителям не стоит показывать
ребенку, что им за него стыдно. Ребенок расценит это как
предательство
Если ребенок проявляет интерес к вашим вещам, обозначьте для него, что
можно делать с вашими вещами, а что делать нельзя. Когда можно брать
ваши личные вещи, а когда – нет. Показывайте пример: разрешите
посмотреть что-то из рук или взять, но с условием – потом
положить на место.
Ø Не показывайте, что вам стыдно за своего
ребенка
Если вы испытываете чувство стыда из-за того, что ваш ребенок
жадничает при всех – не позволяйте вашему стыду принимать решения
в пользу общества, предавая своего ребенка. Просто отнеситесь
с уважением к чувствам окружающих, которые не получили
желаемого, но защищайте интересы своего ребенка.
Что
рекомендовать воспитателям
В группе дети пользуются
общими игрушками, из-за которых могут возникать конфликтные ситуации. Помогайте
дошкольникам справляться с такими ситуациями, учите
их договариваться.
Установите общие для всех правила
порядка в группе
Важно установить общие правила, которые будут соблюдать все, включая
воспитателей. Например, после игры все сразу убирают игрушки на свои
места, чтобы в следующий раз можно было их найти. Обязательно
аргументируйте, зачем выполнять то или иное правило. Разъясняя каждую
ситуацию, вы сформируете у детей положительную мотивацию, осознанное
отношение к необходимости соблюдать правила порядка в группе, ответственность
за свои поступки.
Ø Вмешивайтесь в ситуации, когда несколько детей претендуют на одну
игрушку
Совет
Научите детей отвлекаться на другую игру, если им отказали
в игрушке
Попробуйте совместно с детьми решить, кто будет играть первым,
а кто может еще немножко подождать. Возможно, вы найдете совместное
решение. Поговорите с дошкольниками о том, что их так
заинтересовало в этой игрушке, чем она для них хороша. Вы сможете
развить общую беседу и отвлечь детей от ссоры. Узнав
об интересе воспитанников к одной игрушке, можно попросить поискать
другие игрушки в группе с похожими признаками. Так
вы организуете их совместную деятельность и переключите
внимание.
Ø Рассказывайте, как важно уважать
друг друга
Проговорите с детьми
правила вежливости и проиграйте их в совместной игре.
Смоделируйте для детей игровую ситуацию, где один имеет право на свои
желания, а другому их нужно уважать. Расскажите детям, что получить
отказ в игре – это не так страшно и вовсе не значит,
что вам не рады. Просто другому ребенку сейчас важно что-то свое.
Объясните, что в такой ситуации не нужно обижаться, плакать. Можно
придумать свою игру и пригласить в нее других детей. Показывайте
детям своим примером, как с уважением относиться к другим людям
и к себе. Демонстрируйте, как спрашивать, можно ли взять чужую
вещь, и как реагировать на отказы. Покажите, как разрешать
и не разрешать что-то самим, аргументируя это.
Ø Не ругайте
и не критикуйте детей за ошибки в контактах
Комментариев нет:
Отправить комментарий