Блог педагога-психолога БДОУ г.Омска "Детский сад №32 к. в."
Мартыновной Ксении Борисовны
вторник, 29 октября 2024 г.
воскресенье, 27 октября 2024 г.
НЕДОШАЛИВШИЕ И НЕДОИГРАВШИЕ РОДИТЕЛИ
НЕДОШАЛИВШИЕ И НЕДОИГРАВШИЕ РОДИТЕЛИ
Что такое
детская шалость для многих «вроде бы понятно» — это когда детки
не слушают взрослых. Правда, психологи отмечают, что сама шалость как
и игра — это естественное состояние ребенка. В шалости ребенок
пробует свои возможности творческого выполнения некоторых доступных его
пониманию норм поведения. В шалости ребенок утверждает свое собственное
«Я», он как бы заявляет всему миру: «Смотрите, я не только могу
делать что-то «как положено», я могу быть не только послушным,
исполнительным роботом, но могу поступать и немного по-другому,
по-своему». Шалящий ребенок как бы обыгрывает ту норму правильного
поведения, которую он в данный момент осваивает, ведь известно, что лишь
только «наигравшись» с каким-то объектом (вещью, словом, правилом
и т.п.) можно по-настоящему его понять и освоить.
Шалость
также формирует у ребенка такую важную способность как способность
к риску, когда ребенок по-своему «исследует» реакции окружающих
на отклонения от правильного поведения. Конечно, шалость имеет
и негативную сторону, когда родители начинают баловать свое «чадо»
и способствуют у него развитию таких качеств как агрессивность,
эгоизм, капризность и т.п.
Но как
известно, шалят и взрослые. Возникают вопросы: «В чем сущность
и смысл взрослой шалости?», «Почему они шалят?», и «Как к этому
относиться?». Сама взрослая шалость бывает двух основных типов: 1) шалость,
похожая на шалости детей и в этом случае можно сказать, что такие
взрослые просто не наигрались в детстве; 2) собственно взрослая
«шалость» (например, пьянство, загулы, сплетни и т.п.), причиной которых
часто являются скука жизни, слабый характер, а главное — стремление
к самоутверждению. Наиболее отчетливо проявляется стремление взрослых
«пошалить» тогда, когда после длительного перерыва вновь собираются бывшие
одноклассники, сокурсники или сослуживцы (например, так называемые
«дембеля-дембели») и начинается либо воспоминание о былых «подвигах»,
либо попытки снова сделать что-нибудь «этакое», часто заканчивающееся, правда,
банальной попойкой… Но иногда встреча старых друзей (а часто — старых
детей) помогает им лучше что-то понять и в их взрослой жизни.
Как
и в случае с детьми, у взрослых шалость часто является средством
для «обыгрывания» тех или иных норм, но уже взрослого поведения
и всей жизни, что и позволяет человеку лучше понять эти нормы
и приспособить их именно к своим психологическим особенностям.
Правда, такие взрослые шалости обычно имеют другие названия, типа
«распущенность», «невоспитанность», «несолидность», «неадекватность»,
«странность» и т.п. Хотя сама сущность шалостей детей и взрослых
в целом одна и та же, только проявляется все это с учетом
возрастной специфики тех и других. И определяется эта сущность
стремлением лучше освоить какое-то правило поведения, почувствовать себя
необычно в какой-то новой социальной роли. Даже тогда, когда шаловство
совершается вроде бы для развлечения или от скуки, человек ищет для
себя возможность в данной ситуации хоть в чем-то убедить себя
и окружающих, что и этот момент (или ситуация) жизни прожита
не напрасно и в ней есть хоть что-то заслуживающее внимания.
Взрослые шалости
проявляются в самых разных ситуациях: на работе, на отдыхе,
в компаниях друзей-приятелей, шалости между ищущими приключений мужчинами
и женщинами (видимо не догулявшими в молодости, что
свидетельствует иногда даже о молодых еще душах этих людей), а также —
шалости в общении с детьми и родственниками. Именно последнему
варианту проявления взрослых шалостей мы и посвятим дальнейший разговор
на эту несколько необычную тему.
В отношениях
родителей со своими маленькими детьми взрослое шаловство проявляется
примерно в следующих типичных ситуациях:
1. Ребенок шалит, а родитель вместо того, чтобы
сделать ему замечание, сам начинает все-время «подыгрывать» ребенку.
В каком-то смысле, это довольно неплохой и даже творческий
воспитательный ход, позволяющий даже негативное поведение превратить
в игру и не акцентировать на этом внимание. Но если такие
ситуации повторяются постоянно и для самого ребенка игрой становится сам
факт повторения этих ситуаций, то есть риск, что ребенок усвоит какую-то
норму поведения очень однобоко. Например, ребенок «поймет» для себя, что если
он корчит за столом рожицы, а папенька ему в ответ делает
более страшные гримасы, то в целом, делать гримасы за столом —
это очень хорошо.
2. Молодая мама, не наигравшаяся в детстве
в куклы, заводит себе ребенка как большую, «настоящую» куклу.
Соответственно, в обращении с таким ребенком-куклой мама
не столько воспитывает свое дитя, сколько играет в ним
в «дочки-матери» (есть у девочек такая любимая игра). Здесь,
в отличие от настоящего воспитания, игра предполагает гораздо меньшую
степень ответственности игрока. Например, если маленький ребенок много плачет
и не дает маме спать, то он может просто «надоесть», а дальше
уже не трудно представить себе, как такая «уставшая» от воспитания
мамочка будет постоянно «отыгрываться» на своем ребенке, иногда даже
бессознательно пытаясь ему «отомстить» за свою «испорченную молодость». Не случайно, в традициях современного
русского (и не только русского) домашнего воспитания таких молодых,
не наигравшихся в детстве мамочек обычно подстраховывают бабушки
и другие, более взрослые и опытные члены семьи.
3. Женщина (молодая или в возрасте) заводит себе
мужа скорее как «куклу-игрушку», который нуждается в уходе, заботе,
а заодно и покровительстве. Заметим, что нередко ущемленный муж,
чувствующий, что к нему относятся как к ребенку, разрывает
с такой «женой-матерью», или с «женой — не наигравшейся
девочкой». Иногда такая ситуация приводит к тому, что женщина отказывается
от ребенка, т.к. муж для нее — и есть ребенок. Но ведь
и каких-то мужей такое положение вполне устраивает…
4. Молодой папочка купил своему ребенку красивую машинку
(или какую-то другую хорошую игрушку). Но сам папочка в детстве
не наигрался в подобные машинки. Естественно, он начинает
показывать своему ребенку «как надо правильно играть» и часто, увлекшись
этим делом, быстро ломает игрушку. Понятно, каково состояние воспитываемого
в таких ситуациях малыша. Но ведь и папашу понять можно…
В общении с родственниками и своими
собственными родителями (уже бабушками и дедушками) молодые родителя
обычно позволяют себе следующие шалости:
1. Молодой родитель в отношении бабушки (дедушки)
занимает позицию инфантильного ребенка. Часто такой позиции потворствуют сами
старики, ведь для них-то молодой родитель — «еще ребенок»… Такой, уже
взрослый ребенок получает известный выигрыш: например, бабушка меньше доверяет
ему воспитание детей (своих внуков), хлопоты по хозяйству и т.п.,
а молодой родитель в роли «неопытного еще ребенка» получает больше
свободного времени и меньше ответственности. Расплатой за такой
«выигрыш» является часто признание своей меньшей компетентности в семейных
делах, а также согласие с отношением к себе как к потенциальному
«шалуну» и «проказнику», готового «что-то сделать не так…».
2. Другая распространенная позиция молодого папаши заключается в том, что он сам занимает по отношению к свои старым родителям покровительственную позицию. Это обычно происходит тогда, когда молодой родитель преуспевает в делах карьеры, много зарабатывает и фактически обеспечивает старикам «счастливую старость», или же когда он имеет дело с бабушками и дедушками, уже вошедшими, к сожалению, в стадию старческого маразма (или, к еще большему сожалению, смирившиеся с тем, что их воспринимают как «маразматиков»). «Шаловливая игра» в этом случае состоит в том, что молодой родитель относится к своим старым родителям как к игрушкам, помогая и ухаживая за которыми он самоутверждается в чувстве собственной значимости. Нередко можно наблюдать, как стариков в этих ситуациях унижают, в чем-то даже стыдят, ведут себя в их присутствии вызывающе нагло и даже ругаются. Все это смахивает уже на шалости подросткового возраста, когда самоутверждение становится просто болезненным пунктом для еще незрелой личности. Здесь молодой самоутверждающийся родитель как бы «застревает» в своем развитии на уровне подросткового возраста. Жаль, что такой уже взрослый человек не находит для себя других, боле благородных и творческих способов утверждения чувства собственного достоинства.
Естественно, подобная «опека» стариков, в чем-то близкая даже к «ухаживанию» за куклами в детском возрасте, часто исключает искреннюю привязанность, благодарность и любовь. Чувствуя все это, «облагодетельствованные» старики обычно смиряются со своим положением и даже начинают убеждать себя в том, что им «очень повезло».
И наконец,
последний вопрос, поставленный еще в начале статьи: «Что же делать
в таких и подробных ситуациях?». К сожалению (а для творческого,
привыкшего думать своей головой человека — к счастью), готовых
ответов здесь быть не может. Необходимо каждый раз оценить особенности
конкретной ситуации и свою роль в этой ситуации. Но в любых
случаях важно хотя бы понимать причины взрослой шалости и не всегда
осуждать взрослого человека за то, что он (по разным причинам)
не наигрался в детстве или не смог самоутвердиться в иных
делах и ситуациях. Правда,
надо помнить еще и об интересах ребенка и взрослых родителей,
за счет которых нередко и происходит такое самоутверждение.
Некоторые психологи даже считают, что не следует
торопить, ускорять развитие ребенка, пока он не исчерпал возможности
своего возраста, в том числе и возможности различных шалостей
и игр. Это даже позволяет несколько по-иному взглянуть на проблему
так называемых «вундеркиндов», опережающих по некоторым показателям
развития своих сверстников. Но это уже тема другого разговора.
Автор: Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры
«Педагогическая психология»
суббота, 28 сентября 2024 г.
Коррекционно-развивающая программа Для индивидуальной работы с детьми в группе компенсирующей направленности (ТНР) подготовительная группа
Коррекционно-развивающая
программа
Для индивидуальной работы
с детьми в группе компенсирующей направленности (ТНР)
подготовительная
группа
Составитель:
педагог-психолог БДОУ г Омска
«Детский сад №32
комбинированного вида»
Мартынова К.Б.
Составлена на основе: Юным
умникам и умницам. За три месяца до школы. О.А. Холодовой., - М.: Издательство
РОСТ., 2009г
Программа рассчитана на 7 месяцев.
Г.Омск
2024г.
Содержание
1.2. Цель и задачи
программы. 4
1.3. Содержание
программы коррекционно -развивающей работы определяют следующие принципы: 4
2.1. Диагностический
комплекс по определению уровня развития детей 6 – 7 лет. 6
2.2. Тематическое
планирование занятий. 7
3.1. Материально-технические условия реализации
программы: 13
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст жизненно
важный период в развитии ребёнка. Именно в это время формируются основы
физического и психического здоровья, закладываются особенности эмоционального,
социального и культурного поведения.
А.В. Запорожец отметил, что если
соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не
развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть
возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно
или вовсе невозможно.
Одной из тревожных тенденций
сегодняшнего времени является рост количества детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому перед современной системой образования
встает проблема обеспечения его доступности для детей данной категории. В
Федеральных государственных стандартах дошкольного образования отмечается
необходимость учета «индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия
получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья».
Значительное количество детей с ОВЗ составляют дети с тяжелыми
нарушениями речи.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи — это особая категория детей с
отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен
интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики
- страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание,
восприятие, мышление, воображение, особенно на уровне произвольности и
осознанности. Зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Им присущи
нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация и
познавательная активность. Кроме того, у многих детей отмечается нестабильность
эмоционально-волевой сферы, неуверенность в себе, зачастую они испытывают
трудности в общении. Все вышеперечисленные факторы являются препятствием для
гармоничного естественного психологического развития, при отсутствии помощи
таким детям данные проблемы значительно осложняются. Раннее выявление
отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно - развивающей
работы, психолого-педагогическая поддержка семьи такого ребенка все это
позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития
ребенка с тяжелыми нарушениями речи, улучшить качество жизни семьи, предотвратить
ограничения деятельности. Особая роль в обеспечении условий развития и обучения
дошкольников данной категории принадлежит педагогу- психологу, который не
просто оказывает психологическую поддержку, а осуществляет именно
психологическое сопровождение на всех этапах через взаимодействие и
сотрудничество (с ребенком, педагогами, специалистами,
родителями).
В основе
психолого-педагогического сопровождения лежит учет особых образовательных
потребностей ребенка: выявление и диагностика отклонений в развитии, помощь
педагогам и родителям в подборе методов, средств и приемов развития,
индивидуализированное обучение в большей степени, чем требуется для нормально
развивающегося ребенка; разработка индивидуальной коррекционно-развивающей
программы.
Теоретической и методологической основой программы является положение
Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей (ОНР) и
психолого-педагогическом подходе B системе специального обучения; современные
разработки психолингвистики, касающиеся когнитивной базы речи и влияния
интеллектуального развития на формирование языковой способности (Е.Ф.
Соботович, В.А. Ковшиков, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьева). Содержание
коррекционно-развивающей работы выстроено в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено
на создание системы комплексной помощи детям с особыми возможностями здоровья:
·
в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования;
·
коррекцию недостатков в психическом развитии воспитанников;
·
их социальную адаптацию.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет),
для подготовки к школе.
1.2. Цель и
задачи программы.
Цель программы: создание оптимально благоприятных условий развития и
коррекции психических процессов детей с тяжелыми нарушениям речи в условиях
дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Способствовать развитию «психологической базы речевых» познавательных
психических процессов.
2. Развивать общую и мелкую моторику,
3. Развивать произвольность поведения и самоконтроль.
4. Обогащать пассивный и активный словарь детей.
5. Способствовать повышению
психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах
нарушений речи детей и способах их коррекции.
1.3. Содержание
программы коррекционно -развивающей работы определяют следующие принципы:
· Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
· Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей.
· Доступность учебного материала. Принцип гарантирует соответствие требований,
методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей, их речевым возможностям.
· Постепенность подачи учебного
материала. Принцип позволяет ориентироваться не только на зону актуального
речевого развития ребенка, но и на зону его ближайшего развития.
· Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.
1.4. Реализация
программы.
Программа состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.
На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и
упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для дошкольников. Основное время на занятиях занимает
самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей
формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять
собой в сложных ситуациях.
На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в
своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать
успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает
особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание
научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала
активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной,
насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали»,
то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой
темы в качестве закрепления.
Данная программа
предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение,
создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание
своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей ребенка.
Кроме того, во все занятия включены кинезиологические упражнения, которые
направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что
позволяет развивать способности человека: память, внимание, мышление, речь,
мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю. В занятия включена коррегирующая гимнастика для глаз.
Выполнение этой гимнастики поможет как повышению остроты зрения, так и снятию
зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
В пособие включено
задание «Отвечайка», основной задачей которого является создание у дошкольников
определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому
вопросы легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность,
быстроту реакции. Но, в то же время, данные упражнения подготавливают ребенка к
активной познавательной деятельности и
расширяют кругозор.
Задания «Выполняйка»
помогут оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка
развита логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса
ребенка. Включены логически-поисковые задания, обучающие детей: наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие
предположения, проверять их, делать выводы.
Задания «Нарисуйка» нацелены на развитие моторики, а также на
умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически,
определяет готовность ребенка писать под диктовку. Программа предполагает использование
на каждом занятии упражнений для развития мелкой моторики руки, что стимулирует
развитие интеллектуальных способностей.
На занятиях
практикуется методика «Графический диктант». Ее результаты скажутся на умении
точно воспринимать инструкцию, логически мыслить, красиво и аккуратно писать. В
процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер,
зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия. Графические диктанты — это
способ развития речи, так как параллельно ребята отгадывают загадки, читают и
заучивают стихотворения, песенки, потешки. Данное задание развивает при этом
мелкую моторику кисти. Эту же задачу выполняет и штриховка фигур, которая еще и
подводит детей к пониманию симметрии, композиции в Декоративном рисовании.
Рекомендуемая модель занятия с детьми в возрасте
6-7 лет:
1. «Гимнастика
мозга» (1-2 минуты).
Выполнение
упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия
по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических
упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в
основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается
устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка (3
минуты).
Основной задачей
данного этапа является создание у ребят определенного положительного
эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать
интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Но они же
и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и
развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей
(15минут)
Используемые на
этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых
качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять
знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности,
выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так,
что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Веселая
переменка (3-5 минут)
Динамическая
пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную
сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
5. Построение
предметных картинок, штриховка (15 минут)
Программа рассчитана на 7
месяцев (октябрь – апрель). Наибольшая результативность в обучении детей,
имеющих низкий уровень речевого развития, достигается на индивидуальных
занятиях. Взаимодействие психолога ребенка осуществляется непосредственно, что
способствует качественному восприятию материала. При данной форме работы
продолжительность занятий составляет 30 минут 1 раз в неделю.
1.5. Ожидаемые
результаты:
1. у детей повысится уровень развития основных психических процессов:
восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения.
2. Улучшится состояние общей и мелкой моторики.
3. Произойдет развитие
произвольности поведения и самоконтроля.
4. Обогатится активный и пассивный словарь детей.
5. Повысится уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
в вопросах нарушений речи детей и способах их коррекции.
6.
Дети научатся высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.
Диагностический комплекс по определению уровня развития детей 6 – 7 лет.
№ |
Название методики, автор |
Исследуемые
функции |
Возраст |
1 |
«Экспресс –
диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко |
Развитие
психических процессов у детей старшего дошкольного возраста» |
5-7 лет |
2 |
«Ориентированный
тест школьной зрелости» (А.Керн, Я. Йирасик) |
Уровень
готовности к обучению в школе |
5-7 лет |
3 |
Методика
«10 слов» (А.Н. Леонтьев) |
Слуховая память |
5-7 лет |
4 |
Методика «10
картинок» (А.Н. Леонтьев) |
Зрительная
память |
5-7 лет |
5 |
«Диагностико -
прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы»
Е.Екжанова |
Развитие
предпосылок учебной деятельности |
6-7 лет |
6 |
«Мотивационная
готовность ребёнка к школе» А.Л.Венгер. |
Мотивационная
готовность ребёнка к школе |
6-7 лет |
7 |
Субтест
«Повторение цифр» часть 1 |
Слуховая память |
6-7 лет |
8 |
Субтест
«Повторение цифр» часть2 |
внимание |
6-7 лет |
9 |
«Тестовая
беседа» Венгер А.Л. |
осведомлённость |
6-7 лет |
10 |
«Четвёртый
лишний» Т.Д. Марцинковская |
мышление |
5-7 лет |
11 |
«Последовательность
событий» |
Логическое
мышление |
5-7 лет |
12 |
«Тест
копирования бессмысленных слогов» .Ю.З.Гильбух |
произвольность |
6-7 лет |
13 |
«Дорисовывание
фигур» О.М.Дьяченко |
воображение |
6-7 лет |
14 |
«Поставь значки»
Р.С.Немов |
Работоспособность
|
6-7 лет |
15 |
«Домик»
Н.И.Гуткина |
Непроизвольное
внимание, протранственное восприятие, сенсомоторной координации. |
6-7 лет |
16 |
«Вербальные
аналогии» (Д. Векслер) «История в картинках» |
Уровень развития
логического мышления |
5-7 лет |
17 |
«Графический
диктант» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) |
Уровень
произвольной регуляции деятельности |
5-7 лет |
2.2.
Тематическое планирование занятий.
Возраст
детей, на которых рассчитана программа – 6-7 лет
Сроки
реализации программы.
Программа рассчитана на 7 месяцев.
Количество
занятий: 26, занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность
– 30 минут.
Календарно-тематическое планирование
|
Тема |
Цель и задачи |
Наименование форм
работы, упражнений без подробного описания |
октябрь |
Занятие №1 |
Развитие концентрации внимания, логического
мышления. Развивать представление о празднике 1
сентября. Закрепить представления об овощах и фруктах. Развитие графомоторных навыков. |
Мозговая
гимнастика – упражнения для улучшения мозговой деятельности (Качание головой, Ленивые восьмерки,) -
беседа о празднике Знаний, -
«Овощи - фрукты», - «Что где лежит?», -
«Найди лишний», -«Найди отличие», -
«Соедини точки по образцу», - «Дорисуй узор». |
октябрь |
Занятие №2 |
Продолжать знакомить
детей друг с другом. Развивать общение, внимание, память, мышление,
воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки
самосознания. |
Приветствие = Делай
как я = Конкурс хвастунов = Найди отличия = Пересядьте те, кто… = Помоги
другу, или самая дружная пара = Каким я буду, когда вырасту = Я хочу
подружиться… = В гости = Совместное
рисование = Доброе животное
|
октябрь |
Занятие №3 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать способность к рефлексии. |
Приветствие «Доброе
утро» = Кинезиологические упражнения «Колечко» = Упражнения для двух рук
одновременно «Найди цифру» = Назови одним словом = Рассмотри картинку = найди
и раскрась одинаковые варежки = Кто где живёт = Соедини точки по образцу =
Рефлексия. |
октябрь |
Занятие №4 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие
«Здравствуй, солнышко родное» Кинезиологические упражнения «Колечко» =
Упражнения для двух рук одновременно «Найди цифру» = Назови одним словом =
Найди лишнее = Копируй узор = Выполни задание по инструкции = Кому что не
хватает = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый узор = Рефлексия. |
ноябрь |
Занятие №5 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие
«Здравствуй, дружок» Кинезиологические упражнения «Колечко» = Упражнения для
двух рук одновременно Найди цифру = Назови одним словом = Найди лишнее =
Залатай коврик = Корректурная проба = Лабиринт = Соедини точки по образцу =
Дорисуй, начатый узор = Рефлексия. |
ноябрь |
Занятие №6 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Доброе
утро» Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь» =
Упражнения для двух рук одновременно Найди цвет = Назови одним словом = Найди
отличия = Найди одинаковых рыбок = Закрась фигуру = Соедини точки по образцу
= Дорисуй, начатый узор = Рефлексия. |
ноябрь |
Занятие №7 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное» Кинезиологические
упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь» = Упражнения для двух рук
одновременно «Найди цвет» = Назови одним словом = Подбери шарф = Закрась
геометрическую форму = Найди лишнее = Что сначала – что потом = Соедини точки
по образцу = Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
ноябрь |
Занятие №8 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Назови
ласково своё имя» Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак, ребро,
ладонь» = Упражнения для двух рук одновременно «Найди цвет» = Найди цифру = Назови
одним словом = Найди лишнее = Залатай коврик = Дорисуй фигуру = Подбери чашку = Соедини точки по образцу =
Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
ноябрь |
Занятие №9 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать способность
к рефлексии |
Приветствие «Улыбка»
Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь» = Упражнения
для двух рук одновременно «Найди цвет» = Назови детёнышей = Найди лишнее =
Лабиринт = Найди пару = Найди
одинаковые картинки = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый узор =
Рефлексия |
декабрь |
Занятие №10 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Доброе
утро» Кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лягушка» =
Упражнения для двух рук одновременно «Обведи по образцу» = Назови детёнышей =
Справа- слева = Елка = Волшебный
квадрат = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
декабрь |
Занятие №11 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное» Кинезиологические
упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лягушка» = Упражнения для двух рук
одновременно «Обведи по образцу» = Назови птенцов = Что сначала – что потом =
Найди детёнышей = Найди по схеме = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый
узор = Рефлексия |
декабрь |
Занятие №12 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, дружок» Кинезиологические
упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лягушка» = Упражнения для двух рук
одновременно «Обведи по образцу» = Кто где живёт = Рассмотри картинку = Найди детёнышей =
Времена года = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
январь |
Занятие №13 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Улыбка» Кинезиологические упражнения «Солнышко
- тучка», «Лезгинка» = Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 1» =
Кто где живёт = Рассмотри картинку = Найди лишнее = Найди
одинаковые снежинки = Найди по схеме = Соедини точки по образцу = Дорисуй,
начатый узор = Рефлексия |
январь |
Занятие №14 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Назови ласково своё имя» Кинезиологические
упражнения «Солнышко - тучка», «Лезгинка» = Упражнения для двух рук
одновременно «Комплекс 1» = Кто как кричит =
Лабиринт = Подбери ключ к замку = Работа по словесной инструкции =
Найди по схеме = Соедини точки по образцу =
Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
февраль |
Занятие №15 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Доброе
утро» Кинезиологические упражнения «Солнышко - тучка», «Лезгинка» =
Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 1» =
Кто как кричит = Лабиринт = Корректурная проба = Найди
отличия = Раскрась по образцу = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый
узор = Рефлексия |
февраль |
Занятие №16 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное»
Кинезиологические упражнения «Солнышко - тучка», «Лезгинка» = Упражнения для
двух рук одновременно «Комплекс 1» = Где видели = Рассмотри картинку =
Корректурная проба = Найди одинаковых
=
Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый
узор = Рефлексия |
февраль |
Занятие №17 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие
«Здравствуй, дружок» Кинезиологические упражнения «Ухо - нос», «Лезгинка» =
Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 2» =
Где видели = Лабиринт =Посчитай котят = Найди лишнее = раскрась по образцу =
Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый узор = Рефлексия |
февраль |
Занятие №18 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие
«Здравствуй, дружок» Кинезиологические упражнения «Ухо - нос», «Лезгинка» =
Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 2» = Закончи предложение
= Найди лишнее = Раскрась одинаковых
рыбок = Лабиринт = Волшебный квадрат = Соедини точки по образцу = Дорисуй, начатый
узор = Рефлексия |
март |
Занятие №19 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, дружок» Кинезиологические
упражнения «Ухо - нос», «Лезгинка» = Упражнения для двух рук одновременно
«Комплекс 2» = Где ты видел? = Найди одинаковые коврики = Найди отличия =
Корректурная проба = Раскрась по образцу = Соедини точки по образцу = Графический
диктант = Рефлексия |
март |
Занятие №20 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Доброе утро» Кинезиологические упражнения
« Ленивая восьмёрка» = Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 3» =
Узнай предмет по описанию = Волшебные
очки = Нарисуй картинку = Найди и раскрась = Волшебный квадрат = Дорисуй,
начатый узор = Графический диктант = Рефлексия |
март |
Занятие №21 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное»
Кинезиологические упражнения « Ленивая восьмёрка» = Упражнения для двух рук
одновременно «Комплекс 3» = Узнай предмет по описанию = Рассмотри картинку
=Рожицы = Раскрась по образцу == Дорисуй, начатый узор = Графический диктант
= Рефлексия |
март |
Занятие №22 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие
«Здравствуй, солнышко родное» Кинезиологические упражнения « Ленивая
восьмёрка» = Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 3» = Узнай
предмет по его частям = Инопланетяне = Лабиринт = Найди и раскрась =
Волшебный квадрат == Дорисуй, начатый узор = Графический диктант = Рефлексия |
апрель |
Занятие №23 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Улыбка» Кинезиологические упражнения «
Ленивая восьмёрка» = Упражнения для двух рук одновременно «Комплекс 3» =
Закончи предложение = Волшебный квадрат = Найди пару = Обведи пальцы =Найди
на картинке = = Дорисуй, начатый узор = Графический диктант = Рефлексия |
апрель |
Занятие №24 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, дружок» = Упражнения с
карандашом= Закончи предложение = Корректурная проба = Лабиринт = Найди и
раскрась = Теремок = Раскрась по образцу = = Дорисуй, начатый узор =
Графический диктант = Рефлексия |
апрель |
Занятие №25 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Доброе утро» » = Упражнения с карандашом=
Назови одним словом = Найди ошибку = Лабиринт = Собери вазу = Найди и
раскрась == Дорисуй, начатый узор = Графический диктант = Рефлексия |
апрель |
Занятие № 26 |
Развивать психические процессы: внимание,
мышление, память, воображение, восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать произвольность поведения и
самоконтроля. Обогащать активный и пассивный словарь. Снятие психомышечного напряжения. Развивать
способность к рефлексии |
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное» » =
Упражнения с карандашом= Отвечай на вопросы = Рассмотри картинку =Найди по
схеме = Найди ошибку == Дорисуй, начатый узор = Графический диктант =
Рефлексия |
3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Материально-технические условия реализации
программы:
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования в
кабинете педагога-психолога в соответствии с программой должны обеспечивать:
-игровую, познавательную активность детей;
-двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой моторики,
участие в подвижных играх;
-эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Кабинет педагога-психолога представляет
собой хорошо освещенное помещение, с достаточно высоким уровнем звукоизоляции,
с исправной мебелью. B Стены окрашены спокойный тон. Действует система
проветривания. Кабинет удовлетворяет требованиям технической эстетики,
санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения
индивидуальной работы с детьми: диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Зона взаимодействия с воспитанниками содержит: материалы к диагностическим
методикам воспитанников; наборы игрушек, тестам в соответствии с возрастом
воспитанников; наборы игрушек, настольно-печатных игр, картотек словесных игр, подвижных игр,
интеллектуальных и релаксационных упражнений, упражнений для пальчиковой
гимнастики, предметы для массажа и самомассажа кистей рук (кольца су-джок,
катушки), наборы мозаик, конструкторов; кубиков, столы, стулья.
3.2. Список
литературы.
1.
Аралова М.С. Справочник психолога. М.: АРКТЛ 2009. 217с.
2.
Арцишевская И. Л. Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным
ребенком / И.Л. Арцишевская // Практическая психология и логопедия, 2008, №
1-с. 31-35.
3.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции
внимания у детей 5-7 лет. М.: 1997.
4.
Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М.: Аркти. 2007. 90c.
5.
Бачурина В.Н. Азбука развития «365 новых развивающих игр для дошколят» ДОМ, 21
век, Рипол Классик, Москва, 2007
6.
Бабич Л.Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников». Айрис- пресс Рольф,
Москва, 2000.
7.
Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания /Г.А. Быстрова, Э. Сизова, Т.А.
Шуйская. СПб: Каро, 2008. – 96с.
8. Васильева Н. Н.,
Новоторцева Н. В. Развивающие игры дошкольников. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль Академия развития академия Холдинг, 2002. –
208с.
9.
Волина В.В. «Учимся играя. В гостях у слова» Москва, Новая школа. 1994.
10.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать. Ярославль: Академия Развития, 2007.-64c
11.
Гаврина, Б.Е. Система упражнений на развитие внимания, памяти, мышления/ Б.Е.
Гаврина, Н.И. Кутявина Киров, 2005.- 320.
12.
Грабенко Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое
пособие для педагогов, психологов и родителей. Изд. 2-е исправленное и
дополненное. СПб.: «Детство ПРЕСС», 2004. 16. Грищук Л.А. Школа дошкольников.
Занимательные уроки. М.: Глобус, 2007 г.
13. Юным умникам и умницам. За три месяца до
школы. О.А. Холодовой., - М.: Издательство РОСТ., 2009г
-
Музыка с мамой. Песенки-инсценировки. Е. Железнова. Текст Наши ручки Наши ручки отмываем: вот так, вот так Наши ручки поднимаем: вот-так, во...
-
Какие знания и умения нужно подтянуть до школы? · Знание персональных данных: Ф. И. О., дата рождения, адрес, Ф. И. О. родителей...
-
Тренинг радости. Цель: создать условия для того, чтобы повысить эмоциональный статус дошкольников и негативные эмоции в игре. Оборудов...